Государственный Музей истории Санкт-Петербурга, Немецкий институт имени Гете, Государственный центр современного искусства, Нижегородский филиал фонда "Художественные проекты" (Москва) представляют выставку ПАМЯТЬ ТЕЛА. Нижнее белье советской эпохи |
|
7
ноября 2000 - 31 января 2001
Задача выставки - посмотреть из сегодняшнего дня на советскую эпоху, причем не "сверху", не с точки зрения власти, идеологии, политики, но "снизу", с точки зрения обычного человека. А что мы увидим, глядя "снизу", если не нижнее белье? Показывая его, мы вытаскиваем на свет не столько "грязное белье" СССР, сколько интимную сторону его повседневности. Ведь белье - это последняя граница между личностью и обществом, а в СССР эта граница была особенно болезненной. В 1920-30-е годы советское общество пыталось ее стереть, присягая идеалу коммуны, братства, массовых занятий физкультурой. Но уже тогда мир частной жизни и частной собственности обнаруживал сопротивление этому. Глава ЧАСТНОЕ/ОБЩЕСТВЕННОЕ отсылает к эпохе, границы которой фиксируются примерно 1917 и 1945 годами: в ней были солдатский аскетизм военного коммунизма, НЭПовские остатки буржуазности, коллективистский спортивный идеал 30-х годов и суровая бедность времен II мировой войны.
Бюстгальтер. 1970-е гг. Глава БЫТ/СТЫД относится к первым послевоенным годам (до середины 1960-х годов), годам постепенной утраты идеала, когда в противостоянии частного и общественного победила робкая жажда частного. В СССР не существовало частной собственности, и именно поэтому такое огромное место в его жизни заняла частная психология, чувства, человеческие отношения: от истерик на коммунальной кухне до романтической дружбы и любви. В 1950-е годы советские люди оказались заняты прежде всего сбережением и обустройством личного, интимного существования: они ушли в быт, в заботу о своей семье, они отгораживались от власти китайским бельем с начесом, домашними халатами и пижамами. Наконец, глава ДЕПРЕССИЯ/МЕЧТА переносит нас в недавнее прошлое, с середины 1960-х до 1991 года, когда нормой жизни человека стала борьба за эстетическое выживание, постоянные поиски дефицитных вещей, любование журналами мод, домашнее производство одежды, ее бесконечная переделка. История советского белья отлична от истории белья западного. Эволюция европейского и американского белья ХХ века определяется прежде всего коммерциализацией (массовое производство, агрессивная реклама) и постепенной эмансипацией женщины (отказ от корсета в 1920-е годы и от бюстгальтера в 1960-е). Однако в СССР оба эти обстоятельства были не так важны. В 1960-е годы не происходило никакой борьбы с бюстгальтером, поскольку еще в 1930-е его ношение стало не обязательным. Как
представляется авторам выставки, "советское" - это не идеология,
а прежде всего экономика и следовавший за ней быт, определивший и психологию
людей. Уникальные экономические обстоятельства, созданные в СССР, весьма
не похожи на победившую сегодня во всем мире глобалистскую коммерческую
культуру джинсов и Кока-Колы. Это был мир без рынка и рекламы. Вещи,
как считалось, должны были честно служить потребностям человека, а зазывная
привлекательность осуждалась как ложная и продажная. Типичный советский
предмет был прочным, простым, теплым во всех отношениях, однако он не
желал или не умел нравиться. Попытки производителей все же придать ему
некую привлекательность выглядят трогательными и забавными для сегодняшних
искушенных покупателей. Советский предмет, вопреки расхожему мнению,
это вовсе не казарменная унифицированность, не стандарт: это отклонения
от стандарта, кустарная рукотворность, человечность.
M.Г. Манизер. Физкультурница Скульптура для метро "Площадь Революции". Москва. 1939 В советском белье, с его наивным удобством, с его порой суровым аскетизмом, а порой неловким представлением о прекрасном, заложен колоссальный потенциал мечты, желания, страдания, стыда. Белье было у всех почти одинаковым (в определенные десятилетия у фабрик было по одной модели женских сорочек или мужских трусов), но его принято было стесняться: ведь привычки к его изображению не существовало. Оно было всегда на виду в коммунальной квартире, но отсутствовало на рекламных плакатах, в журналах мод, на витринах магазинов. Мы с трудом обнаруживаем его следы в кино, живописи, графике того времени. Даже фабрики белья не проводили его технической фотосъемки, ограничиваясь схематическими рисунками. Советское белье окружено молчанием. Именно поэтому оно до сих пор вызывает эмоциональную реакцию, от добродушного смеха до смущения и боли. Как нам кажется, эти вытесненные, полузабытые уже эмоции до сих пор не осмыслены; они утоплены глубоко в подсознание бывшего гражданина СССР. Поэтому большое место на выставке занимают документальные рассказы современных людей об их телесном и душевном опыте, связанном с бельем, а также работы художников 1990-х годов, говорящие об этом опыте языком искусства. Основу выставки составляет нижнее белье, произведенное и бытовавшее в Советской России и СССР (1917-1991), из собрания Музея истории Санкт-Петербурга, частной коллекции Юлии Демиденко (Санкт-Петербург), а также собрания Александра Петлюры (Москва). На ней показаны материалы из собрания Российской Национальной библиотеки (Санкт-Петербург) и частных архивов . редкие образцы рекламы белья, плакаты, графика известных советских художников, официальные и частные фотографии. Выставка должна стать шагом к пониманию подлинной, человеческой истории СССР, уникальной эпохи, экономический и душевный уклад которой уже никогда, по крайней мере в жизни нынешних поколений, не повторится. Современное искусство на выставке "Память тела". Большинство работ на выставке исполнено специально для настоящей экспозиции. Обрамляют выставку фильм Ольги Егоровой "Белье", методические замечания по приручению и наблюдению, и инсталляция Натальи Першиной-Якиманской. Потайная комната, где белье - это хрупкий, живой предмет, вступающий в интимные отношения с его владельцем или созерцателем. Фотографии Татьяны Либерман открывают взгляду следы от белья на теле; серия фотографий Ольги Чернышевой "Жить или маяться" последовательно фиксирует эпизоды судьбы одной майки (судьба оказывается печальной и жертвенной). Плавки мужские, сатин.1960-1970 Трусы мужские, сатин. 1970
Фильм Михаила Брашинского "Пусть думают, что мы спортсмены" представляет собой авторский коллаж из фрагментов советских кинофильмов, выстраивающийся в мини-сюжет о спорте и интимности. Фильм Дмитрия Гутова "Как я провел лето", снятый скрытой камерой в московском метро, также полон исторических и культурных ассоциаций: он сталкивает вместе архитектурный контекст сталинского времени, ассоциации с кино хрущевской оттепели ("Я шагаю по Москве", где герой тоже едет по эскалатору) и моду брежневской поры (мини-юбки). Трехмерные объекты работы Марины Жуковой, Георгия Острецова, Николая Олейникова, сделанные из холста с соскобленной живописью, рукотворной бумаги и медицинского латекса, представляют собой гротескные и забавные "портреты белья". На выставке представлены также фрагменты известной серии фотографий Игоря Мухина "Советские монументы" (1989-1995) Целый ряд произведений на выставке выполнен в жанре "найденной вещи". В работе Иры Вальдрон "Пикник" старая фотография дополнена деликатным ироническим комментарием. Серия "Вытесненные фотографии" Антона Ольшванга сделана на основе негативов, не востребованных клиентами фотолаборатории. Инсталляция Леонида Тишкова .Даблоиды детей и взрослых. включает в себя как выброшенные за ненадобностью фотографии с Доски почета, так и объекты, сделанные больными детьми. Александр Петлюра работает на стыке между искусством и коллекционированием: его многократно заштопанные "Гобелены жизни", производящие почти трагическое впечатление, созданы самой действительностью, но уцелели и оказались в поле нашего зрения только благодаря взгляду художника. Список современных художников, участвующих в выставке: Михаил Брашинский (р. 1965), Санкт-Петербург; Ира Вальдрон, Москва; Дмитрий Гутов (р.1960), Москва; Ольга Егорова (р. 1968), Санкт-Петербург; Марина Жукова (р. 1960), Санкт-Петербург; Татьяна Либерман (р. 1964), Москва; Игорь Мухин (р.1961), Москва; Николай Олейников (р.1976), Нижний Новгород; Антон Ольшванг (р. 1965), Москва; Георгий Острецов (р. 1967), Москва; Наталья Першина-Якиманская (р. 1969), Санкт-Петербург; Александр Петлюра (р.1955), Москва; Леонид Тишков (р. 1953), Москва; Ольга Чернышева (р. 1962), Москва. Организаторы выставки: Немецкий Институт имени Гете, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный Центр современного искусства, Нижегородский филиал при участии Российской Национальной библиотеки (СПб), при поддержке Тriumph International, Германия. Авторы: Автор концепции: Екатерина Деготь. Кураторы: Екатерина Деготь и Юлия Демиденко. Над выставкой работали: Первоначальная идея: Михаэль Кан-Аккерман Директор Государственного центра современного искусства в Нижнем Новгороде, Анна Гор Директор Гете-Института в Санкт-Петербурге, Вильфрид Экштайн Заместитель директора Музея истории Санкт-Петербурга по проектам и выставочной деятельности, Василий Панкратов Заведующая выставочным отделом Музея истории Санкт-Петербурга, Мария Макагонова Хранитель фонда тканей Музея истории Санкт-Петербурга, Татьяна Шатунова Дизайнер выставки Марина Дынай Выставка открыта в Невской куртине Петропавловской крепости (левая сторона) с 7 ноября 2000 по 31 января 2001 года с 10 до 18 часов (касса до 17 часов), кроме среды. Телефон музея 812+2384682, пресс-служба Кононенко Елена. Телефон Гете-Института 812+311 2100, пресс-служба Шибарова Анна. |